Неделя о расслабленном

О том какое отношение это имеет к людям, казалось бы внешне здоровым, пишет патриарх Кирилл.
«… Сейчас очень много расслабленных — не физически, но духовно расслабленных. Огромная часть нашего народа в каком-то смысле расслаблена — нет духовной силы, нет искренней веры, нет собственной молитвы. Что же этим людям, погибать? Ведь должен быть кто-то, кто приведёт их ко Христу. Вот в этом задача искренне верующих, активных членов Церкви. Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников. Мы должны подвигом своей жизни, тем, что будем тратить время и силы на других людей, приводить их ко Христу. И по нашей вере Господь исцелит это множество расслабленных. …»

Седмица 34, четверг

И вот ученики ходили, исцеляли больных, очищали прокаженных, даже мертвых воскрешали, проповедовали о том, что Царствие Божие приблизилось, что пришел в мир Спаситель. Вся обстановка окружающей жизни была им крайне враждебна, слово их не принималось, поэтому единственное, чем они могли сокрушить сердца людей, было добро. Потому Господь им и заповедал исцелять больных: ведь когда человек страждет, ему не до греха, а если к нему с добром, да еще помочь исцелиться от болезни, то он лучше расположен слышать. Поэтому по заповеди Божией апостолы с любовью относились ко всем страждущим – и проповедь любви, милосердия, добра постепенно сокрушила весь мир.

Первые христиане не все имели дар исцелений, какой Господь дал апостолам, но дар любви имели все. Из Деяний апостолов мы знаем, что люди говорили: посмотрите, как они любят друг друга. Действительно, между христианами была такая любовь, что она обращала к себе всех, даже мучителей. Палачами обычно бывали воины, римские солдаты. И вот они начинали мучить какую-нибудь девушку христианскую, думали: сейчас мы ее быстренько сломаем. И пытались и так, и так: и жгли, и били, и голодом морили – ну никак не сдается. И смотрят: в глазах ее нет к ним ни злобы, ни ненависти, ни гнева – ничего. Только терпение, кротость и смирение. И эти кротость, смирение и любовь обращали мучителей к Богу. Они думали: что же мы делаем, за что же мы такого хорошего человека истязаем? И даже упрашивали: нет уже сил тебя пытать, отрекись ты ради Бога. Веруй себе там в душе, только исполни то, что положено, и мы тебя отпустим. Некоторых мучеников даже соблазняли: мы тебе должность хорошую дадим, денег, дочь замуж за тебя отдадим, вылечим тебя, только давай кончим это дело скорей. Нет, не могут никак отречься от Христа. И это смирение, с которым мученики принимали страдания, обращало к вере. Многие палачи тут же вставали рядом и говорили: не будем их больше мучить, и нас казните, и мы хотим быть христианами. Их сразу же убивали, и они крестились в собственной крови.
Первые христиане не все имели дар исцелений, какой Господь дал апостолам, но дар любви имели все. Из Деяний апостолов мы знаем, что люди говорили: посмотрите, как они любят друг друга. Действительно, между христианами была такая любовь, что она обращала к себе всех, даже мучителей. Палачами обычно бывали воины, римские солдаты. И вот они начинали мучить какую-нибудь девушку христианскую, думали: сейчас мы ее быстренько сломаем. И пытались и так, и так: и жгли, и били, и голодом морили – ну никак не сдается. И смотрят: в глазах ее нет к ним ни злобы, ни ненависти, ни гнева – ничего. Только терпение, кротость и смирение. И эти кротость, смирение и любовь обращали мучителей к Богу. Они думали: что же мы делаем, за что же мы такого хорошего человека истязаем? И даже упрашивали: нет уже сил тебя пытать, отрекись ты ради Бога. Веруй себе там в душе, только исполни то, что положено, и мы тебя отпустим. Некоторых мучеников даже соблазняли: мы тебе должность хорошую дадим, денег, дочь замуж за тебя отдадим, вылечим тебя, только давай кончим это дело скорей. Нет, не могут никак отречься от Христа. И это смирение, с которым мученики принимали страдания, обращало к вере. Многие палачи тут же вставали рядом и говорили: не будем их больше мучить, и нас казните, и мы хотим быть христианами. Их сразу же убивали, и они крестились в собственной крови.

из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова

Седмица 34-я, понедельник. Обрезание Господне.

Сегодня день особенный – сочетание таких празднеств знаменательных. Прежде всего, идут Святки – дни святые. С одной стороны – светится праздник Рождества Христова, с другой – уже светится праздник Крещения, или Просвещения. И сегодня же совершается празднование святителя Василия Великого.

Святая Православная Церковь установила на восьмой день после Рождества Христова отмечать Обрезание Господне. Празднование этого события установлено Церковью для того, чтобы не было непонимания о смысле воплощения Сына Божия. Потому что, когда Господь воплотился, родился, совершилось велие чудо: Бог стал еще и Человеком. Иисус Христос – Сын Божий, Богочеловек.

Один из великих вселенских учителей святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: Церковь учит, и на Вселенских Соборах это учение утверждено, что в Иисусе Христе Божественное и человеческое естество соединено неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно. Неизменно – то есть в Нем остается человеческое естество, а не какое-то лишь призрачным видение человечества, как пытались толковать еретики.

И вот, чтобы не было всяких человеческих мудрствований по этому поводу, Господь был обрезан так, как это полагалось всем людям мужского пола по закону Моисееву в восьмой день. Завет обрезания шел еще от Авраама. Господь исполнил все установления закона.

Таким образом, здесь все время подчеркивается то, о чем Сам Господь потом сказал: Не приидох разорити закон Я пришел, но исполнити (Мф.5:17). Исполнение закона: так подобает – значит, это нужно. Вот Господь и совершал это исполнение закона, как все прочие люди – тем самым, именно в этом смысле, не отделяя Себя от остальных людей.

И это – свидетельство непостижимого смирения Божия. Когда грешники приходили креститься, пришел безгрешный креститься. И когда Иоанн Креститель возражал: «Как это может быть?» – Иисус отвечал: Остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду (Мф.3, 15). Смысл крещения Спасителя был не в очищении – как обычно все прочие человецы очищались от греха через покаяние и погружение в воду, – Господь был безгрешен, в покаянии не нуждался – и, как сказано, абие изыде от воды, то есть, сразу же, без всякого исповедания грехов, потому что их не было. Но Господь своим Божественным человеческим естеством освятил воду, почему и освящается вода в праздник Крещения – в ознаменование того, что Господь, крещаясь, освятил воду. Так же, как Господь, исполняя закон, засвидетельствовал, что если даже Он это исполнял, то тем более мы должны исполнить то, что предписывается законом.

И в наше время, через много сотен лет, на пороге двадцатого века, был такой случай, который описан в книжечке «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Там один человек рассказывает о том, как его душа выходила из тела. Он умер, но потом, по повелению Божию, душа вернулась, и он продолжал жить. Этот человек пишет, что до этого он не очень соблюдал церковные установления, в частности, о посте. И когда ему бабушка сказала: «А ты здоровый, мог бы поститься», – он ей ответил: «Пост – это не важно». И тогда она ему привела такой довод: «Господь постился, а ты говоришь – неважно?» Как писал впоследствии этот человек, он понял потом, что более убедительного довода не было.

Так вот, более убедительного довода нет – как и сегодняшний праздник: Господь исполнял, значит, это нужно.

Для чего? Хотя бы для того, чтобы просто слушаться.

В житиях святых мы часто встречаем примеры того, как когда кому-то говорилось: «Надо сделать вот это и это», – то главная цель была – послушание. То есть, суть состояла даже не в том, что именно нужно было сделать. Известен такой пример с преподобным Серафимом. К нему подошли два человека за благословением идти в монастырь. А преподобный Серафим сажал капустку. Делал ямочки, потом туда сажал рассаду. И когда к нему подошли, сказал: «Ну, я пойду помолюсь, а вы пока сажайте вот так», – и стал капусту сажать вверх корнем. Один из них как показали, так и стал сажать, а другой думает: «Ну кто же так сажает?» И посадил, как обычно: корнем вниз. Преподобный Серафим пришел и сказал, тому, кто сажал капусту вверх ногами: «Ты иди в монастырь, ты способен там быть», а второму: «Нет, тебе еще рано. Из тебя монаха не получится – послушания нет».

Вот видите, какая премудрость заключена в этом празднике, в таких примерах. Господь исполнил обрезание, когда это был прообраз крещения, завета с Богом. Господь, как все, пришел к Иоанну Крестителю креститься. И можно спросить – как говорят, «по логике»: а для чего Ему это нужно было? Для того, чтобы нам показать, что исполнение закона – это дело важное.

Иногда человек пытается понять умом то, что Господь совершает. Но ведь смысл этого может заключаться даже не в том, что непосредственно совершается. Нынешнее празднество установлено и для того, чтобы засвидетельствовать, что у Спасителя было совершенное человеческое естество, и для того, чтобы все исполняли закон, как подобает.

На сороковой день Матерь Божия придет в храм – вы знаете, будет праздник Сретения. Женщине на сороковой день после рождения ребенка полагается приходить в храм – для очищения. Матерь Божия была Приснодевой – то есть, всегда Девой. И Она, Чистейшая, не требовала очищения, так же, как Господь не требовал очищения при крещении. Он освятил Собою водное естество. Матерь Божия, как и ее Божественный Сын, освятила своим послушанием исполнение закона.

Почему и глубочайший смысл в этом. Отсюда и дано на все времена: законодатель должен сам исполнить закон.

У нас забывают эту истину, этот принцип в жизни нами нарушается. Считают, что если он законодатель, то закону может не подчиняться. Нет, Сам Бог, давший закон для всех, Сам же его исполнял. Или, например, при воспитании детей им запрещают что-то, а сами – делают. Правила должны исполняться прежде всего самим воспитателем, а потом, в соответствии с этим, будет и научение младших.

Почему слово святых было со властью? Прежде всего, именно поэтому.

О преподобном Серафиме Саровском, о преподобном Силуане Афонском высказывались так, что они, мол, говорят вроде бы то же самое, что написано в Священном Писании, в Евангелии. И, отвечая на вопрос, почему все равно к ним идут люди и их слушают, другие святые говорили: «К ним идут потому, что они всё, что говорят, прежде всего сами делают». Поэтому их слово имело силу. У них было полное соответствие, полная гармония того, что говорилось, с тем, что делалось.

И поэтому, естественно, существует совершенно четкий ответ на вопрос, почему у нас что-то не ладится.

Если мы не исполняем сами то, о чем говорим своим детям, то их непослушание, их невосприятие наших слов в значительной мере связано с тем, что мы сами далеки от того, о чем им говорим. Сам курит, а ребенок – не смей.

Так же, естественно, когда руководитель какого-нибудь предприятия старается заставить подчиненных вести себя, как подобает, а сам, считает, что ему, как руководителю, можно сделать исключение, – ничего тут не будет ладиться.

Ну, и забирай выше. Если это будет государственный муж, то если он не будет сам исполнять закон, то почему бы и тому, кто пониже, тоже не нарушать его в тех рамках, в которых он находится?

Глубочайший смысл заложен в этих богослужебных примерах. Каждый православный человек должен ходить на богослужения. Все эти церковные установления: праздники, уставы церковные имеют глубокий смысл. Смысл этот как раз и раскрывается в жизни. Но для того, чтобы он раскрылся, для этого нужно, – если Господь даст, конечно, – еще и разумение.

Святой Иоанн Предтеча говорит о покаянии, и Господь говорит о покаянии. Но об Иоанне Предтече говорится: Сей есть, о немже писано есть: се Аз послю ангела Моего пред лицем Твоим, иже устроит путь Твой пред Тобою (Лк.7:27). Что это такое? А это значит, что покаяние подготавливается, а само покаяние – уже следующая ступень. То есть, здесь говорится о постепенности. Все эти столетия, и даже тысячелетия, в которые человечество ожидало пришествия в мир Сына Божия, – это была подготовка. Ведь к покаянию призывали и другие пророки. Но нужен был еще Иоанн Предтеча. А потом уже о покаянии говорит Сам Сын Божий. И все это говорит о том, что должна быть постепенность.

Бывают исключительные случаи, как поворот апостола Павла, когда Господь явился ему, и он сразу, как говорится, пошел в обратную строну – к тому, против чего он упирался. Это чудесное воздействие благодати Божией. Так же и поворот Марии Египетской от пути греха к пути равноангельной святости. Бывают такие исключения. Но, как правило, все бывает так, как бывает в Церкви: предпразднство, сам праздник, затем попразднство.

Поэтому, когда мы хотим – я уж не говорю о себе, а других, в частности, своих близких, родных, детей или сродников направить на путь истинный, то нужно помнить, что тут нужно время. Эту же истину люди часто выражают словами: «Москва не сразу строилась». Но забывают об этом, как ни странно, в обычной жизни. Если Москва не сразу строилась, то тем более душа человеческая не сразу может перестроиться, переродиться и измениться – нужна предварительная подготовка, нужен длительный труд.

Все это сказано в Евангелии: В терпении вашем стяжите душа ваша (Лк.21:19). Нужно набраться терпения – в конце концов, все совершает Господь, благодать Божия. Конечно, сам человек должен что-то предпринимать, но прежде всего – с помощью Божией. Один человек своими силами не может сделать так, как подобает. Если человек мог бы, тогда не нужен был бы Спаситель. Апостол Павел, испытав на себе действие благодати Божией, сказал: Благодатию Божиею есмь, еже есмь (1 Кор.15:10), То есть, то, что есть в нас доброго – только благодатью Божией.

Все истины, которые нам даются в Евангелии, которые Церковь нам предлагает в апостольских посланиях, в уставе Церкви, говорят об одном: о том, что спасение души – и своей, и своих ближних тем более, – требует времени и подвига. И существует время подготовки, время возрастания, потом – время испытания, когда периодически что-то посылается и проверяется: а чего ты достиг? По мере духовного возрастания нас посещают искушения, испытания, и человек постоянно проверяется: насколько он исполняет закон? Касается ли это молитвы, посещения храма Божия, поста, других церковных правил – человек проверяется, насколько он уже усовершенствовался.

Вот начинают люди в обычной жизни задумываться над тем, что надо вроде бы что-то делать, как-то двигаться. С чего начать? А жизнь крутится, крутится… Как-то мне сказал один раб Божий – не знаю, где он сейчас, он из другого города даже приезжал: «Вот, я могу рассуждать, философствовать о вере, могу даже сразиться с кем-либо на любую тему, – он человек ученый был. – А вот что мне как православному человеку нужно делать, когда я глаза открыл утром, – я не знаю».

Вот как раз с тех самых моментов, которые вводят правила в жизнь православного христианина, и нужно начинать – они все нужные, все нас воспитывают. Когда станешь сам начинать так делать каждый день: утром открыл глаза – перекрестился. Далее, встал – запомни: нужно помолиться. Вот попробуйте каждый – чтобы регулярно вставать, а потом молиться. А ведь не каждый день так получается, оказывается. С ребенка требовать – еще труднее, потому что даже взрослый не всегда выдерживает такое постоянство.

Ну, а перед сном помолиться? Тут, пожалуй, еще посложнее для некоторых будет. Потому что умотались настолько, что уже бухаются в кровать, и: «Ах да, забыл, не помолился».

А перед вкушением пищи? После еды? Тут еще чаще пропускаем – что-то увидел, в рот схватил. И чего удивляешься, что ребенок хватает так же? А ты без молитвы сколько хватал в рот? Забыл, махнул что-то. Это взрослый человек не помнит, схватил, а потом: «Ах, да! Сегодня среда или пятница?» И вот начинаешь в самых элементарных таких, простых вещах чувствовать, что соблюдать правила, оказывается, не так-то просто. Если не привыкли их соблюдать с детства. Когда с детства есть к этому привычка, то очень просто, все это – само собой разумеющееся, ничего особенного: встал – ну как же, прежде всего надо обязательно помолиться.

Когда я учился в школе, все знали, что я в церковь ходил с раннего детства. Однажды учительница меня неожиданно вызвала, я встал – и перекрестился. Привык, что первым делом всегда нужно помолиться. Настолько это был естественный момент – само собой разумеющийся.

Поэтому, когда что-нибудь случается, если человек имеет такую привычку, он сразу молится: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. А кто не привык – тот начинает ругаться. Да ты помолись вместо того, чтоб ругаться-то! И вот этот навык – исполнения таких правил – постепенно стяжевается.

Человек знает, что каждый воскресный день нужно быть в храме, – если только он не болен или не какие-нибудь особые обстоятельства. И когда это правило человек для себя принимает, уже никаких мероприятий в это время не может быть: как же, ведь в церковь надо идти, никак нельзя, это тут просто исключено – нужно быть в церкви.

Утром вскочил – и прежде, чем в рот что-то взять, мысль: «А святой воды попил? Просфорочку съел? Освятился?» То есть, правила эти настолько дисциплинируют, что потом вырабатывают ритм жизни такой, православный. Так жили все наши православные предки. Все, что у них в жизни происходило, было связано с тем, что происходило в Церкви. Никольские морозы, крещенские, рождественские. Евдокия-капельница, Герасим-грачевник, Сампсон-сеногной – все это связывало память о святых с тем, что происходит вокруг. Что по хозяйству делать, когда нужно сажать, сеять, убирать, после этого праздника – одно делали, после того – другое. Все было связано. Я думаю, многие не задумываются над тем, какой раньше был строй жизни, особенно когда говорят, что раньше не верили. Тогда люди были очень верующие, и жили они именно так. И имена детям давали: родился в день такого святого – значит, вот так. А сейчас родился – и что за день, когда родился? И начинают искать гороскопы и дурью мучаются. А потом еще объясняют – будет он осел или вол, понимаете ли, будет ярмо тянуть или ушами хлопать. Чего только не придумывают люди вместо истинного. Действительно, мерзость запустения… на месте святе (Мф.24:15). Вместо святых поставили скорпионов, змей, драконов всяких. И это все свидетельство того, что, когда человек уходит от истины, он начинает блуждать неизвестно где.

Так что соблюдение церковных правил человека прежде всего дисциплинирует.

Почему нигде нет дисциплины сейчас? Потому что не привыкли. В православной семье ребенок растет – он уже знает: пост, нельзя. Знает, что нужно помолиться перед едой, он не хватает сразу. Когда человек молится, то у него ум устремляется к духовному миру – и ему в голову всякая чепуха сразу уже не полезет. Все это – свидетельство того, что, когда человек уходит от соблюдения церковных уставов и правил, то и во всей жизни делается такая же неразбериха, хаос.

Или, скажем, понятие иерархии. Это церковное, духовное понятие. Существуют небесная иерархия, земная иерархия. А если нет иерархии – будет анархия. Это и происходит. Иерархия устанавливается законами, правилами. Ее еще сохранила здесь только Церковь. И сюда мир рвется, чтоб и здесь ниспровергнуть иерархию, чтобы почитания сана, почитания старшего вообще не было.

Попробуйте людей, которые не привыкли почитать старших вообще и повиноваться иерархии, призвать в армию. Это анархия получится. А что такое анархия в армии – это сброд, никто не будет слушаться. Почему труднейший подвиг современных наших военачальников – как-то заставить молодежь подчиняться? Потому что нет этого навыка. А вырабатывается этот навык исполнением уставов Церкви. Послушание: так – нужно, так – нельзя. После того, как человек ходит в церковь, когда приходится два-три-четыре часа стоять в церкви – что ему стоять на посту? Да делать нечего! После того, как привык в церкви столько стоять, – там отдыхаешь. Стой себе и молись. Пост – это опять же сдерживание, выдержка. Этот навык в армии очень помогает.

Господь освятил исполнение закона, установил правила, потому что это нужно для нашего воспитания. Когда человек, милостью Божией, укреплен духовно, то ему все это уже и не нужно. Но для воспитания это нужно. Все эти установления существуют как первообраз для воспитания нас и вообще всех людей. Господь уже с самого начала дал заповедь: всё ешь, а вот от этого дерева – не ешь. Все остальное можно, а это – нельзя. Для воспитания воли. Хочется? Нельзя. А если очень хочется? Ну, спроси. Вот если бы человек так поступал, то он многого неприятного бы избежал. Взрослые часто говорят своим детям, молодым: «Вот так-то и так-то надо это устроить». – «А почему мне это нужно?» – «Сейчас ты еще не понимаешь».

Почему Господь Сам исполнял всё, как подобает? А потому, что Он этим дал нам первообраз: какое бы положение мы ни занимали, прежде всего сами должны стараться исполнять закон. К несчастью, жизнь показывает, что такого исполнения почти нет.

Вот сегодня, видите, какое сочетание, Обрезание – и уже воспоминается Иоанн Предтеча. С одной стороны, исполнение закона, а с другой – призыв к покаянию. Если уж не исполняешь, тогда хоть кайся, считай себя грешным. Закон дан для нашего воспитания, вообще для сохранения всего. Но если мы по немощи своей не можем его исполнить, надо чувствовать себя грешными и просить у Бога прощения.

И в обычной жизни, когда ребенок что-то нарушает, но чувствует себя после этого виноватым и говорит: «Прости», – мы обычно сменяем гнев не милость. Недаром сказано: «Повинную голову меч не сечет». Если ты не исполняешь, то хотя бы кайся.

Так что будем стараться хоть что-то из того, что полагается, исполнять. Тем более, когда вопрос касается, например, поста, это уж не так сложно. Хоть немного, хоть что-то сделать, хоть что-то выполнить. Хотя бы это. А когда чувствуешь, что не можешь, не исполняешь, молись: «Господи, или хочу, или не хочу, спаси меня и прости меня». Аминь.

из проповеди протоиерея Валериана Кречетова

Седмица 33, пятница

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

Седмица 33, четверг. О искушениях, о пастырях и о вдовице.

Особенно Апостол беспокоится о пастырях. «Пастырей ваших умоляю»: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Пастыри в церкви всегда пользовались уважением и заботой. Но отсюда для них опасность: чувствовать себя, как ослица, на которой ехал Христос. Она вполне могла думать, что именно ради нее ей под копыта постилают одежды. Такой «пастырь» только покрикивает, да укоряет, да поучает: «будем же, братья и сестры, то-то и то-то»! «Сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». А в случае гонений – падает первым. А за ним и все овцы оказываются разогнанными. И Апостол умоляет пастырей управлять своей паствой, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду».

Гонения для церкви неизбежны. Надо пройти сквозь тьму, и не дать при этом угасить в своей душе свет Христов. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится»?

Когда-то Господь сказал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:19-21). Вот и получается, что те, которые поднимаются к свету, встречают на своем пути поток опускающихся во тьму, и этот поток старается увлечь и их за собою.

И как устоять в этом потоке, если подниматься и так труднее, чем лететь вниз? – А только так, как бедная вдова, которая, когда все клали в церковную сокровищницу «от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела». Что сможет помешать ей? Кто сможет остановить ее? За что сможет уцепиться враг, чтобы увлечь ее в бездну, когда она возложила всю надежду на Бога, положив в сокровищницу «все пропитание свое».

«Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро».

из проповеди протоиерея Вячеслава Резникова

Седмица 33, среда. О страдающих плотию.

Мы не раз слышали, что выше, чем пострадать и умереть за Христа, – христианин подняться не может. Но сегодня Апостол говорит, что и вообще «страдающий плотию перестает грешить». А правда, какими бы ни были грехи человека, но, при виде его страданий, не отходит ли все куда-то на задний план? Какие бы ни были грехи до-потопного человечества, но – вот, представим себе: люди отчаянно забираются все выше от наступающей воды, видят гибель детей и неотвратимое приближение своей смерти, и вот – мучительное удушье от воды, судорожное желание вдохнуть хотя бы глоток воздуха. До греха ли тут? И можем ли мы их судить, какими бы ни были их грехи? И как судить злодея, который, пройдя врата мучительной смерти, с успокоенным, скрывающим тайну его страданий, лицем, лежит перед нами в гробу!

И вот, ко всем этим душам, в темницу, сходит Господь. Значит, теперь, после страданий, возросла надежда, что они услышат.

А мы, живущие, не прошедшие врата смерти, должны вооружиться «тою же мыслию». Апостол сравнивает погибших в водах потопа с нами, крещенными во Христа Иисуса водным крещением, и давшими Богу «обещание … доброй совести» (1 Пет.3:21). Значит, в крещении с нами происходит то же, что произошло с ними. И обещать Богу добрую совесть – то же самое, что умереть. Умереть миру. Христианин живет «уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». И кто продолжает жить языческой жизнью, – смотрит на нас с изумлением, как на мертвых. Апостол пишет, что они «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас».

Но вот, мы пережили это в крещении, добровольно. А другие достигли того же невольно, пройдя через горнило страданий. Что же, значит, спасение всех людей тем или иным образом – неизбежно? Но если бы так, то Господь и Апостолы не учили бы нас, а пустили бы все на самотек: воды и огня на всех хватит. Но учительное слово все-таки не умолкает, и убеждает нас любить Бога «всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя».

«Близок всему конец», и не за горами последние испытания, о которых повествует «Откровение Иоанна Богослова». Но не уповайте слепо на спасающую Божью премудрость. Еще более «будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов».

А то ведь и забираясь на высоту от наступающей воды, можно отталкивать более слабых. И на кресте можно злословить распятого рядом с тобой (Лк.23:39). И даже, как сказано в Откровении, люди, которые переносили страшные казни, и не умерли от них, все-таки «не раскаялись в делах рук своих». «И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр.9:20-21).

А если бы и раскаялись. Все равно, – лучше через свободу и через любовь, а не через невольные страдания. Это достойнее человека.

из проповеди протоиерея Вячеслава Резникова

Седмица 33, вторник.

Припоминается мне, как Блаженный Августин, рассуждая об этих днях, говорит:

«Господи, Ты – Всесильный! Ты – Премудрый! Ты – Любвеобильный! По Твоей силе Ты мог бы создать мир еще обширнее, чем этот. По Твоей премудрости Ты мог бы создать создания прекраснее, чем эти, которые Ты создал. Но ничего Ты не мог бы сделать более святого, более совершенного, чем дело спасения рода человеческого…

Это – выше всех дел Твоих! Когда я созерцаю ясли и Родившегося в них Младенца Христа – я поклоняюсь Ему вместе с волхвами! Я вместе с Ангелами воспеваю Ему: «Слава в вышних Богу и на земли мир!»

Но что особенно дорого – это то, что дело строительства нашего спасения Господь предпринял не ради Себя, а ради спасения нашего: да спасет души наши…

Ради этого Он явился на землю. Если всегда нам дорого дело нашего спасения, то теперь особенно должно быть дорого, теперь, когда неверующие и разного рода учителя стараются затемнить мысль о Рождестве Христа Спасителя, когда стараются мысль затемнить, для чего родился Христос Спаситель.

В самом деле – о чем больше заботятся теперь люди? О всем временном, скоропреходящем: о славе, о богатстве, о житейских удовольствиях, – и менее всего думают о смертном часе, о загробной жизни, они и мысль-то о смерти стараются удалить от себя.

Они напоминают греческого императора Гонория, который свою любимую птицу за красоту ее перьев назвал Римом, по имени славного того города Рима, столицы всего царства. Вот однажды на Рим напали неприятели и взяли его. Об этом один из придворных доносит императору и говорит: «Рим пал… он взят». – «Как?! Нет, я вчера еще слышал, как он прекрасно пел». – «Но Государь, я говорю не о птице, а о славном городе Риме». – «Ну, теперь я успокоился, а то я раньше очень испугался». А между тем взятие неприятелями славнейшего города, столицы империи, самой обширной тогда во всем мире, насколько важнее, чем гибель этой птицы. Точно так же и теперь – люди заботятся о мелочах здешней жизни и им придают особое значение, больше всего они заботятся об одежде, пище, о положении своем в обществе, о деньгах. А между тем как все это ничтожно в сравнении с вечностью, а между тем все вопиет – и скорби, и болезни, и несчастия, – что не здесь жизнь, а там, в вечности; здесь только призрак.

Будем готовиться к этой вечной жизни!

Вот для тех, у которых еще не угасла вера и надежда, Господь взывает: Я ради вас родился и пришел затем, чтобы спасти вас.

Прииди, грешник, сложи свои страдания у ног Христа Спасителя. Он, как добрый пастырь, принимает заблудшую овцу и несет ее к Отцу Небесному. Ведь Он Сам сказал: большая бывает радость на Небесах об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках (Лк.15:7).

из проповеди митрополита Трифона (Туркестанова), 1907г

Седмица 32, суббота. О широком пути.

Но глубоко неправильно было бы жить в греховном расслаблении в надежде, что когда-то Господь неизбежно протащит таким путем и спасет. Как правило, идущий широким путем не находит в себе сил в нужный момент перестроиться. Злые навыки укореняются. Ум все время работает, – как бы обогнуть острый угол, как бы увильнуть с тесного участка пути. И молитва-то всегда об этом, а не о том, чтобы Господь, дав тесный путь, дал бы и силы идти этим путем. Например, живет человек в браке. И вдруг начинаются трудности. Вот он – спасительный тесный путь, требующий терпения, любви, жертвенности. А человек – раз! – и обошел, развелся. Думает: лучше встану на путь безбрачия, оно и спасительнее! Но вскоре и тут настает необходимость терпения, борьбы с похотью. А человек снова – раз! – и вступил в новый брак. И так – всю жизнь. И – с полной уверенностью считает себя христианином!

Но придет время, и встанем пред затворенными вратами. Вот наш последний шанс. А мы что? – «Господи! Господи! Отвори нам»! То есть снова: сделай шире наш путь, потому что иначе не умеем! И услышим: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от меня все делатели неправды». Тесный путь и тут возможен: «Господи! Помилуй и прости нас»! А мы все оправдываемся, и – чем? – «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил ты». Но если Господь учил, то почему же ничему не научились? Немилосердный богач, даже «будучи в муках», не находит слов покаяния (Лк.16:23-24). И стоящие перед престолом Судии тоже не могут выговорить спасительных слов (Мф.25).

И Церковь все время напоминает, каким тесным путем пришел в мир Спаситель, какой ценой мы спасены, кем были и кем стали: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти», «что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды законов обетования, не имели надежды, и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Да, Кровию Христовою мы приблизились. Но окончательно войти нам не удастся никаким иным путем, как только своею кровию.

из проповеди протоиерея Вячеслава Резникова

Седмица 32, пятница. О смирении

— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова.
Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом.

Неделя 31. О утраченной возможности

Ну а что ожидает тех, кто отказался придти? На первый взгляд – ничего особенного: просто, как сказал хозяин, «никто из тех званных не вкусит моего ужина». И всего-то. А Матфей излагает эту притчу более сурово. У него на вечерю звал не кто-нибудь, а царь. И званные не просто отказались, но оскорбили и убили посланников. Царь же на это «разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». А тот, кто оказался на пиру не в брачной одежде, был связан и выброшен «во тьму внешнюю», где «плач и скрежет зубов».

И Матфей не противоречит Луке. Просто вот это и означает – не вкусить вечери Господней, не вкусить хлеба в Царствии Божием. Ведь и сотворил нас Бог для того, чтобы мы разделили с Ним трапезу Его радости, были бы причастниками Его блаженной жизни. Принявший приглашение Владыки воскликнет: Благодарю «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его в прощение грехов»!

А мы-то гадаем, в чем смысл жизни, и в чем наше назначение! Мы думаем, что есть нечто большее, чем собственно сама жизнь. Только не эту жизнь, полную страданий и смерти, дал нам Бог. Эту жизнь мы сами себе придумали, и поэтому в ней, действительно, все не то и не так. И когда мы вдруг это поймем, то поймем, и какая печаль таится в этих словах: «Сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит Моего ужина»…

Это звучит страшнее, чем у Матфея. Как иногда человек к концу жизни вдруг осознает: «а счастье было так возможно, так близко»!.. Но с чем сравнить эту утрату: не вкусить ужина Господня. Оскорбить и убить его посланников; отвергнуть Его любовь, Его простоту, Его крестный труд, затраченный для твоего утешения!

из проповеди протоиерея Вячеслава Резникова